«Лыткаринский Пищевой Комбинат»
+7(495) 734 99 67
многоканальный

Новости

журнал «Гастрономия. Бакалея»

Интервью с директором лыткаринского Пищевого Комбината (ЛПК) Александром Владимировичем Огнивенко.
“Принципиальная позиция компании — производить только высококачественную продукцию, поэтому мы не добавляем в кетчупы и томатную пасту овощные и фруктовые пюре, которые позволили бы снизить себестоимость товара, но значительно ухудшили бы ее вкусовые и качественные характеристики»
Гастрономия. Бакалея: Расскажите, пожалуйста, о компании: что в ее развитии было закономерным, характерным для каждого предприятия, возникшего в условиях рыночной перестройки, а что стало индивидуальной историей?

Александр Огнивенко: Лыткаринский Пищевой Комбинат, основанный в 1997 г. как комбинат по производству томатной продукции — это пример эволюции частного торгового бизнеса со всеми ошибками, просчетами и действиями, свойственными непрофессионалам, замахнувшимся на серьезное дело “с нуля”.

Год ушел на реконструкцию взятого в аренду здания, закупку и монтаж оборудования, согласования технологической и разрешительной документации. Затем постепенно, в течение еще одного года, были исправлены все технологические недоработки, обучен персонал, найдены достойные партнеры. И с 2000 г. Лыткаринский Пищевой Комбинат заработал в полном объеме, постепенно наращивая производительность и расширяя ассортимент.

ГБ: Чем для вас привлекателен рынок томатной продукции, выбрали бы вы другой профиль деятельности, оказавшись опять в 1998 году при тех же стартовых условиях?

АО: Во время выбора сферы производственной деятельности обсуждались два варианта — производство рыбной консервации или производство кетчупов. Потребность этих двух видов продукции очевидна, но по сырьевым потокам и нашему “никакому” опыту производства больше подходило производство кетчупов. В 1998 году на нашем рынке было в наличии все сырье для производства этого продукта: и томатная паста, и сахар-соль, и крахмал. Оставалось только завести оборудование и разобраться с технологией. А для производства рыбной консервации нужно было самим заняться еще и импортом мороженой рыбы, ведь не секрет, что наша рыболовная промышленность стабильно сырьем обеспечить не может. Но вопрос рыбной консервации не отложен в “долгий ящик”. В случае положительного разрешения вопросов с увеличением производственных площадей мы освоим выпуск рыбной консервации и начнем это с производства шпрот, поставки которых в Россию лихорадит “бензапиреновый” скандал.

ГБ: Какие тенденции наиболее заметны сегодня в вашей отрасли? С какими проблемами приходится сталкиваться?

АО: На сегодняшний день рынок кетчупов в достаточной степени сформирован, но ниша для новых игроков на нем остается. Тенденции рынка указывают на постепенное сокращение доли кетчупов в пользу томатной группы соусов. Мы отслеживаем все рыночные тенденции, и оцениваем их привлекательность. Также на рынке продуктов питания прослеживается тенденция смещения потребительских предпочтений в сторону более качественной продукции. Для нашего предприятия это только “плюс”, так как изначально мы были ориентированы только на производство качественных продуктов питания.

ГБ: Охарактеризуйте, пожалуйста, ассортимент, который вы производите.

АО: Комбинат сегодня выпускает кетчупы, томатную пасту, соусы, горчицу. До недавнего времени приоритетным направлением было производство на контрактной основе. Мы изготовляли широкий ассортимент продукции в пластике, стекле, жести для других компаний. Но в последний год начали активно развивать производство продукции собственных торговых марок.

ГБ: А чем вызвано ваше решение по производству продукции собственных торговых марок?

АО: Производить собственную продукцию экономически более выгодно и удобно — нет зависимости от заказов и пожеланий клиента, ты сам планируешь объемы и ассортимент. С другой стороны — это большой риск и ответственность — рынок томатной продукции в настоящее время очень насыщен, а степень приверженности покупателя к известным торговым маркам достаточно высока. Трудно убедить потребителя, что твоя продукция лучше, качественнее, вкуснее, но, я думаю, у нас получится. Мы разработали новый ассортимент и надеемся, что он понравится покупателям.

ГБ: На какие позиции из этого ассортимента вы возлагаете особые надежды?

АО: В первую очередь это кетчуп Болгарский в стекле — самый любимый наш проект! Создан он на основе “того самого” единственного со времен Советского Союза болгарского кетчупа. Бутылка и крышка — точные копии прежней упаковки, рецепт разрабатывали по описанию с этикетки и по опросам тех, кто помнил его вкус. Покупатели и эксперты уже попробовали и оценили наш кетчуп по достоинству. На первой международной выставке Russian Food Summit в ноябре 2006 г. он получил золотую медаль на конкурсе “Лучшее качество продукции”. Очень нравится всем горчица “Русская”. Это серия острых горчиц, разработанных технологами нашего предприятия на основе старинных русских рецептов. В 2006 г. наша горчица получила золотую медаль на конкурсе “Национальная профессиональная премия “КОНСЕРВАЦИЯ-2006”.

ГБ: Какое оборудование используется для их воплощения?

АО: Для производства этой продукции ЛПК располагает одними из мощнейших в России производственными линиями по изготовлению и фасовке, оснащенными современным оборудованием от мировых лидеров, таких, как Koruma, Krupp-Kautex и другие.

ГБ: Есть ли намерение расширять производство и ассортиментную линейку? Чем это обусловлено?

АО: В наших краткосрочных планах стоит расширение парка машин по производству пластиковой тары, чтобы сократить объем закупаемых на стороне изделий. Это позволит снизить себестоимость продукции на 0,7 процента и повысить ритмичность производственных циклов. Третью машину поставят из Германии в январе 2007 г. Она будет демонстрироваться на выставке, а затем ее перевезут к нам. Кроме того, сейчас мы заканчиваем расчеты и переговоры с одним из известных мировых производителей автоклавов. В среднесрочной перспективе будем выпускать стерилизованную продукцию без консервантов с длительными сроками хранения. Это уже другой рынок высококачественных натуральных продуктов.

ГБ: Расскажите, пожалуйста, немного о технологии производства томатных паст и кетчупов. Бывают ли в этой области новаторские разработки?

АО: Технологический процесс производства состоит из следующих операций: обработка тары, подготовка сырья, взвешивание специй и ароматизаторов на каждый вид, приготовление растворов сахара и соли, подача томатной пасты и ингредиентов в Koruma, смешивание ингредиентов и их нагрев, варка и, наконец, горячая фасовка на линии автоматического розлива. Технологический процесс производства находится постоянно на пути усовершенствования. Так, недавно, мы изменили технологию приготовления солевого и сахарного растворов, что позволило увеличить производительность труда и снизить производственные затраты.

ГБ: Кто является поставщиками сырья? Какие требования выставляются компанией к сырью?

АО: Мы ориентированы преимущественно на европейскую сырьевую базу. Поставщиками сырья нашего предприятия являются компании, зарекомендовавшие себя на рынке стабильно высоким качеством. При этом постоянно осуществляется контроль качества входящего сырья. Каждая партия принимается по документам, подтверждающих их соответствие и безопасность. К сожалению, иногда приходится возвращать уже закупленное сырье и отказываться от услуг компаний, не способных поставлять качественную продукцию.

ГБ: Есть ли у вас собственная лаборатория?

АО: Гордостью нашего комбината является высокотехнологичная производственная лаборатория, которая состоит из микробиологической и физико-химической лабораторий. Имеется свидетельство на область деятельности лаборатории и лицензия, выданная Министерством здравоохранения РФ. В лаборатории осуществляется не только постоянный контроль входящего сырья, но и готовой продукции. В соответствии с НТД на готовую продукцию и требованиями Сан ПиН. Технологами лаборатории ведутся также работы по составлению новых оригинальных рецептур и совершенствованию технологического процесса производства. Сменным технологом осуществляется контроль параметров технологического процесса производства. Мы выпускаем нашу продукцию строго в соответствии с ТУ или ГОСТом. Принципиальная позиция компании — производить только высококачественную продукцию, поэтому мы не добавляем в кетчупы и томатную пасту овощные и фруктовые пюре, которые позволили бы снизить себестоимость товара, но значительно ухудшили бы ее вкусовые и качественные характеристики.

ГБ: Какой ценовой политики придерживается ваша компания? Есть планы по выпуску продукции в высоком ценовом сегменте?

АО: Сбалансированность розничных цен на нашу продукцию устанавливается для каждого региона в отдельности с учетом его специфики. Условия поставок и расчетов с покупателями определяются в зависимости от местонахождения покупателя и его среднемесячного товарооборота. Цена на товар устанавливается с учетом ниши сегмента. Что касается продукции класса премиум, то на сегодняшний день мы уже выпустили томатную пасту “Старинный рецепт” и в дальнейшем планируем расширять ассортимент премиальных товаров.

ГБ: Как распространяется ваша продукция?

АО: Наиболее эффективной мы считаем политику распространения через систему прямых продаж дистрибьютора, то есть доведение продукции до потребителя с наименьшим количеством посредников. Мы стараемся обеспечить экономическую привлекательность производимой продукции для всех участников в цепочке товародвижения. Идеальным, конечно, является наличие эксклюзивной команды торговых представителей у дистрибьюторов, что позволит непосредственно воздействовать на розничные точки и конечных потребителей с целью повышения продаж. Это уже следующий шаг в нашей политике распространения.

ГБ: Какому виду рекламы вы уделяете больше внимания — рассчитанной на оптовиков или конечных потребителей?

АО: Что касается рекламы, то мы в первую очередь ориентированы на оптовиков, так как на сегодняшний день нам необходимо, чтобы товар попал на полки магазинов, а в ситуации, когда прайс дистрибьютора содержит до 2 тысяч наименований, главное — мотивировать оптовиков. Хотя не остается без внимания и реклама, рассчитанная на конечных потребителей. Если товар станет для них привлекателен, то и оптовики будут заинтересованы в сотрудничестве.

ГБ: Участвуете ли вы в выставках? Какие цели этим преследуете?

АО: Мы давно принимаем участие в таких крупных международных выставках, как World Food, ПРОДЭКСПО и других. Выставка — это отличная возможность узнать и увидеть все новости и новинки рынка, найти новых партнеров по бизнесу, закрепить уже существующие контакты и, конечно, представить свою продукцию, что сегодня особенно актуально для нас. Ведь именно на выставке клиенты могут не только внимательно рассмотреть, но и продегустировать продукцию, чтобы убедиться в ее качестве и сравнить с аналогичной у конкурентов. Мы постоянно проводим дегустации на нашем стенде и посетители всегда отмечают высокие вкусовые характеристики наших кетчупов, соусов и горчицы.

ГБ: Какую роль уделяете банке (форме, дизайну), этикетке?

АО: Упаковка и ее дизайн играют очень важную роль при знакомстве покупателя с продукцией. Сегодня, среди огромного разнообразия товара на прилавках магазинов, именно необычная форма упаковки или яркий, привлекательный дизайн выделяют товар из множества аналогичной продукции, привлекают внимание, побуждают купить. Мы долго и тщательно разрабатывали дизайн упаковки наших новинок, а заодно заменили все этикетки на старой продукции. Хотели, чтобы упаковка была красивой, запоминающейся, вызывала положительные эмоции, а главное — чтобы она отражала суть марки. Чтобы попробовав кетчуп под названием “Вкусный” покупатель с удивлением убедился, что его действительно не обманули. А наши соусы “Для Доброй Кухни”, долго и тщательно разрабатываемые лично начальником лаборатории и многократно дегустируемые всем коллективом комбината, изготовленные без красителей и ароматизаторов, на самом деле очень похожи на домашние.

ГБ: Сегодня в России наблюдается четкое деление: компания с западным и с российским стилем управления. Русский человек работает как-то иначе? Какие механизмы стимулирования труда развиты у вас, уделяете внимание социальным программам?

АО: У нас небольшое производство, поэтому вводить западный стиль управления в полном объеме очень дорого и нецелесообразно. Мы идем по пути постепенного изменения характера управления, что диктуется изменением стиля работы наших крупных заказчиков. Но основная трудность работы российских предприятий — это не управленческий стиль, а подбор и удержание квалифицированных кадровых рабочих. Здесь идут в ход все традиционные методы работы, а также нестандартные подходы. Например, ежемесячная стипендия школьникам — детям сотрудников комбината. Этим достигаются три цели: реклама на рынке труда; рычаг влияния через ребенка на родителей; вклад в воспитание “подрастающего поколения”, ведь платится стипендия двух видов — первая при среднем балле за четверть более 4,5 и вторая — поощрительная — при улучшении учебы.

ГБ: Ваш бизнес взлетел на предпринимательском таланте, на чем сегодня строится ваша уверенность в завтрашнем дне?

АО: Под предпринимательским талантом я понимаю другое и других людей. Себя мы относим просто к предпринимателям — людям, не уверенным в завтрашнем дне, делающим работу, чтобы был кусок хлеба сейчас и возможность его заработать завтра, впрочем, как и у многий людей в нашей стране.

ГБ: Какую кухню вы лично предпочитаете? Можете с закрытыми глазами по вкусу угадать марку кетчупа?

АО: Кухню? Это зависит от ситуации, больше всего люблю готовить на даче семье и друзьям узбекский суп из баранины — шурпу. В итальянских ресторанах всегда беру карпачо из говядины. Во французских — устриц, но обязательно в высоком сезоне. В общем, предпочитаю хорошую кухню из натурального свежего мяса и морепродуктов. По поводу того, можно ли марки кетчупа отличать “с завязанными глазами”, то, я думаю, что хороший технолог сделает вкус любой марки. Отличить можно консистенцию, повышенное содержание уксуса — натурального консерванта.

ГБ: Кто умеет хорошо работать, как правило, знает толк в отдыхе. Как предпочитаете проводить свободное время?

АО: Я увлекаюсь спортивной рыбалкой, “ловлю я рыбу даже в дождь, жару и снег. И не отвадишь от рыбалки даже палкой. Люблю рыбалку, как спортсмен, как человек”.